Categories:

Технологии тиражирования фальшивых фото с Луны

КАКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТИРАЖИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАЛО НАСА, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ "ОРИГИНАЛЫ" ЛУННЫХ СНИМКОВ

Глава XVI.

КАК УНИКАЛЬНЫЙ СНИМОК СТАНОВИТСЯ ОБЩЕДОСТУПНЫМ?

    Такой простой вопрос – каким образом были получены цветные снимки с Луны в миссиях Аполлон? – только на первый взгляд кажется кажется однозначным и простым. Как мы увидим ниже, цепочка получения фотоснимка с Луны, который выдаётся за ОРИГИНАЛ, растягивается на самом деле на невероятно большое количество стадий, включает в себя несколько кинопленок разной чувствительности и контрастности, при этом происходит несколько операций перепечатывания, ретуши и доработки изображения, так что получаемый в конце цепочки так называемый “ОРИГИНАЛ” уже не похож на ИСХОДНИК.

    Хотя, для непосвящённого человека процесс представляется совершенно простым.  Астронавт на Луне производит съёмку среднеформатным фотоаппаратом Хассельблад на цветную обращаемую фотоплёнку Эктахром (рис.XVI-1а). Затем кассета с фотоплёнкой доставляется на Землю, там, в лаборатории США она обрабатывается в проявочной машине (рис.XVI-1б) по специальному процессу Е-6, при котором, минуя негативную стадию, сразу получается позитив - прозрачный слайд. И эту фотоплёнку уже можно демонстрировать. На рис.XVI-1в представитель фирмы “Кодак” показывает, как выглядит ролик цветной фотопленки из миссии Аполлон-11.

Рис.XVI-1. Получение «лунного» фотоснимка: а) съёмка Хассельбладом, б) обработка в проявочной машине,  в) демонстрация ролика.

    Когда вы видите «лунную»  фотографию в книге (рис.XVI-2), вы прекрасно отдаёте себе отчёт в том, что перед вами не оригинал, а дубликат, репродукция, причём репродукция,  сделанная совершенно на другом носителе - на непрозрачной бумаге, в то время как оригинал был на прозрачной лавсановой плёнке. 

Рис.XVI-2. “Лунная” фотография на обложке книги.

    У нас есть достаточно оснований утверждать, что все те фотоснимки, которые считаются оригиналами, сделанными якобы на Луне, и сканы которых размещены на официальном сайте НАСА, таковыми на самом деле не являются, это – дубликаты с неких исходников, прошедшие несколько стадий обработки, и сделанные от начала до конца в земных условиях. Мы покажем все технологические цепочки этого процесса репродуцирования: какое изображение являлось исходником, каким образом оно переснималось, что добавлялось при изготовлении дубликата, и как потом комбинированное изображение выводилось на перфорированную 70-мм киноплёнку и выдавалось за оригинал с Луны.  Исходником в некоторых случаях мог быть, например,  диапозитив размером 20 х 25 см на стеклянной пластине, который в итоге, в конце технологической цепочки репродуцирования, уменьшался в размер кадра 5 х 5 см. Исходником для одного снимка могли быть, например, сразу две фотографии, наложенные одна на другую. Исходником, в конце концов мог быть качественный снимок, но который доводился “до кондиции” путём добавления умышленных засветок на весь кадр.

    Итак, начнём разговор о репродуцировании и тиражированиии (прежде всего, фотоснимков), как это выглядело в 60-70-е годы ХХ века.

     Допустим, у нас есть некий уникальный снимок, например, астронавты “Аполлона-11” около лунного модуля. Он – в единственном экземпляре, а мы хотим, чтобы его увидели миллионы людей, чтобы он стал достоянием общественности.  Для этого мы должны размножить снимок, сделать с него множество дубликатов, близких по качеству к оригиналу. Такая технология изготовления дубликатов всем нам хорошо известна – это печать массовым тиражом фотографий в журналах и газетах. Вот перед нами небольшое сообщение о полёте “Аполлона-11”, опубликованное, вместе с фотографией, в одной из центральных советских газет (рис.XVI-3).

Рис.XVI-3. Текст и фотография в газете.

     Поскольку тираж центральных газет может составлять сотни тысяч и даже миллионы экземпляров, то клише для печати, или печатная форма, должна быть прочной и износостойкой. Текст для тиражирования набирается зеркально из металлических букв и выглядит это примерно так, как на рис.XVI-4.

Рис.XVI-4. Металлический рельефный шрифт.

    Так же, как и текст, публикуемые в газетах фотографии выполняются с помощью печатной формы на металле, и фотография, как и буквы текста, обязательно должны иметь рельеф (рис.XVI-5).

Рис. XVI-5. Набранная страница газеты с текстом и фотографиями.

На фотографии есть полутона - разные оттенки серого (их можно разбить на 256 оттенков), тем не менее в типографии для получения всех этих градаций серого используют одну-единственную краску — чёрную. Поскольку печатная машина может наносить лишь ровный слой краски постоянной плотности, то, для передачи полутонов, изображение на иллюстрации разбивают на отдельные точки. Полутона передаются за счет растра (рис.XVI-6).

Рис.XVI-6. Передача полутонов с помощью растра.

   С линейными растрами приходится сталкиваться и в повседневной жизни. Растрирование применяется практически всеми цифровыми устройствами вывода — от принтеров до мониторов. Чёрно-белый лазерный принтер разбивает изображение на чёрные точки разного размера. 

    Принцип растрирования заключается в разбиении изображения на маленькие ячейки с помощью растровой сетки, причем каждая ячейка имеет сплошную заливку (рис.XVI-7).

Рис.XVI-7. Растрированное и полутоновое изображения.

    Печатные формы должны выдержать большой тираж (десятки и сотни тысяч прогонов), поэтому их изготавливают из металла, например, из цинка. На печатной форме видна растровая точечная структура и хорошо заметен рельеф – печатающие элементы расположены выше пробельных (рис.XV-8,9,10). Это называется высокая печать.

Рис.XVI-8. Фотография на цинковой пластине для печати в газете. Изображение зеркальное.

Рис.XVI-9. На печатной форме видна растровая точечная структура.

Рис.XVI-10. Печатающие элементы на форме расположены выше пробельных – это высокая печать.

    Каким же образом фотография оказывается на несветочувствительной цинковой пластине? Вы, наверное, догадались – пластику очувствляют, т.е. покрывают слоем светочувствтельного вещества. Способы очувствления известны давно. В дагерротипии (1839 г.) отполированную серебряную пластинку держали над парами йода, в результате на поверхности пластины образовывалось светочувствитительное вещество – йодистое серебро. Время экспонирования пластины составляло от 15 до 30 минут. В цинкографии пластину покрывают светочувствительным слоем, который состоит из водного раствора желатина (или альбумина, яичного белка) и двухромовокислого калия (или аммония). Светочувствительность двухромовокислого калия в присутствии органических солей была впервые установлена в 1832 году, однако открытие светочувствительности хромированной желатины принадлежит Фоксу Талботу (1852 г.).

    Итак, цинковая пластинка очувствлена и подготовлена к работе, теперь необходимо подготовить фотографию. 

    Например, нам принесли слайд, оригинал изображения размером 56 х 56 мм, а фотография в газете должна быть размером 9 х 12 см. Фотографию переснимают с увеличением (или уменьшением, если это большая фотография) до нужного размера специальной фоторепродукционной камерой (рис.XV-11).

Рис.XVI-11. Фоторепродукционная горизонтальная камера

При съёмке используют очень контрастную фототехническую плёнку типа ФТ-41 (рис.XV-12, 13).

Рис.XVI-12. Упаковка фотоплёнки ФТ-41 размером 24х30 см.

Рис.XVI-13. Этикетка фотоплёнки ФТ-41.

    С помощью крупноформатного фотоаппарата делается репродукция оригинала сквозь специальный растр, который размещён вплотную перед фотоматериалом. Растр состоит из мелких чёрных непрозрачных параллельных линий (горизонтальная и вертикальная сетка) частотой 40—60 линий на сантиметр (может быть до 100 линий, например, для печати икон). Фотоплёнка малочувствительная, как указано на упаковке, её светочувствительность – всего 0,5 ед.ГОСТ. После экспонирования фотоплёнка проявляется, как обычная фотобумага, при тёмно-красном свете, и получается растровый НЕГАТИВ  (рис.XVI-14).

Рис.XVI-13. Растровый негатив на фототехнической плёнке.

    Благодаря высокому контрасту использованного фотоматериала, элементы изображения в светах отображаются на полученном негативе пятном максимального размера. Напротив, теневые элементы, получившие наименьшую экспозицию, отображаются точками наименьших размеров или вообще отсутствуют.  (рис.XVI-14).

Рис.XVI-14. Фрагмент растрового негатива, отмеченный пальцами руки на верхнем снимке.

    На цинковую пластину, покрытую светочувствительным слоем, накладывают пленкой вниз негатив, и в специальной копировальной раме экспонируют при ярком свете металло-галогенных ламп. От действия света хромированный альбумин (или желатин) задубливается и теряет способность растворяться в воде. Таким образом, под прозрачными участками негатива, которые соответствуют черным местам оригинала, слой хромированного альбумина окажется задубленным.

    После этого при свете лампы накаливания экспонированную цинковую пластину закатывают сплошь жирной краской и «проявляют» под струей воды ватным тампоном. Альбумин в тех местах, где он был защищен от действия света темными местами негатива, набухает и растворяется водой, унося с собой слой краски. При этом краска останется только на местах элементов изображения.

    После проявления приступают к травлению в ванне с кислотой. Типографская жирная краска, укрепленная порошком асфальтовой пудры, предохраняет цинк от действия кислоты. После ряда таких последовательных травлений получают нужной глубины рельеф печатной формы.

    Таким образом получается тпографское клише - растровые точки преобразуются в печатающие элементы, а промежутки между ними — в пробельные. И потом с этого  клише путём нанесения тонкого слоя типографской краски и прижатия к чистому листу бумаги печатают необходимое количество фотоотпечатков.

    Фотоотпечаток в газете, конечно, отличается по качеству от оригинала из-за крупного растра, а вот в глянцевых журналах точность воспроизведения фотографий очень близка к оригиналу. В годы Советского Союза считалось, что журнал “Советское фото” воспроизводит фотографии довольно близко к оригиналу. Если об использовании в типографии цинковых и свинцовых пластин все более-менее осведомлены, то вот о том, что для печатной матрицы необходимо изготовить негатив на прозрачной плёнке, мало известно. Вполне возможно, что большинство даже не знают о существовании такой фотоплёнки, как ФТ-41. Но без использования этой промежуточной фотоплёнки невозможно сделать дубликат.

      Итак, подытожим весь процесс изготовления дубликата фотографии, как это выглядело в 60-70-х годах прошлого века.

     В типографию для публикации в журнале принесли ОРИГИНАЛ – некую уникальную чёрно-белую фотографию (на бумажной основе). Путём нескольких полиграфических допечатных операций (изготовление растрового негатива, изготовление печатной формы) и затем, с помощью печатных подгонок расхода краски, в типографии получили ДУБЛИКАТ, который почти ничем не отличается от оригинала.  Оригинал фотографии был на бумаге, и сделанный дубликат – тоже на бумаге. Они очень похожи, они одинаковы по размеру. Однако между оригиналом и дубликатом лежит целая технологическая цепочка преобразований с использованием промежуточных фототехнических плёнок и цинковых пластин. Сможет ли эксперт отличить оригинал от дубликата? Если эксперт вооружится лупой, то он сразу на одном из снимков обнаружит растр, и поймёт, что перед ним – полиграфическая копия, а не оригинал. А если воспользуется скальпелем и процарапает снимки, то увидит, что в одном случае чёрный тон создаётся за счёт типографской краски, а в другом случае, на фотобумаге, чернота получается за счёт мелкодисперсного серебра.  Другими словами, для эксперта, знакомого с технологией тиражирования фотоотпечатков, не составляет труда отличить оригинал от дубликата.

    Точно также для специалиста, знакомого с технологией тиражирования кинофильмов, не составляет труда понять, где оригинал, а где дубликат, если речь заходит о прозрачных изображениях на плёнках. Как мы увидим ниже, банальная царапина по эмульсии на одном из “лунных” кадров выдаст, что перед нами не обращаемая фотоплёнка Эктахром 64, как это было заявлено НАСА, а позитивная киноплёнка (типа «Eastman Color Print Film 5381»), на которой печатают тиражи кинофильмов для кинотеатров.  

     С какой целью мы так подробно останавливались на всех стадиях изготовления дубликата в типографии? Дело в том, что при изготовлении так называемых “лунных оригиналов” вы увидите много общего в технологических операциях. В технологических звеньях получения “лунных снимков” однозначно применялись специальные копировальные аппараты, которых не должно было быть, если бы “лунные” кадры получались обычной фотосъёмкой на фотоаппарат Хассельблад. Кроме того, мы увидим, что при изготовлении “лунных снимков” применялись и необычные промежуточные киноплёнки с очень маленькой светочувствительностью и необычным коэффициентом контрастности. Называются они Интермедиат. Если вы не работник киностудии, то вряд ли вы слышали о существовании Интермедиата, но без него (без использования этих плёнок) ни один кинофильм не выходил в прокат.

Леонид Коновалов           Продолжение в следующем посте.


Каталог всех статей журнала: https://photo-vlad.livejournal.com/33746.html

Добавляйтесь в друзья и подписывайтесь на обновления. 


promo photo_vlad september 3, 2017 02:04 13
Buy for 30 tokens
1. Если бы у НАСАрога был ум, то он не был бы НАСАрогом. 2. НАСАроги не могут не лгать, ибо ложь о полётах на Луну можно поддерживать только другой ложью. 3. Доказать полёты на Луну невозможно просто потому, что нельзя доказать то, чего не было. 4. Насарожество это прекрасная демонстрация…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.