Еще раз про цвет Луны
Недавно я прочёл статью доцента ВГИК оператора Коновалова "Какого цвета Луна?" и у меня возникло сильное желание разобраться самому - насколько достоверно то, о чём пишет Коновалов? Благо, мои родители много фотографировали сами, и приучили меня снимать с детства. Мы с отцом проявляли слайдовую плёнку "Орвохром", и нашу черно-белую "Свему". Широкую и узкую. Печатали фото, как положено, в ванной. Бачки под широкую и узкую плёнку, увеличитель, термометр, красный фонарь.
Поэтому, имею своё мнение о фотоделе, причём, подтверждённое практикой. Именно о фотоделе той, плёночной эпохи. Снимал много на негативную плёнку Кодак и Фуджи. Немножко на слайды и немножко на чёрно-белую плёнку.
Вот и написал небольшое исследование по данному вопросу.
Так какой же цвет у Луны? Чёрно-белая она, желтая или коричневая?
Естественный спутник нашей планеты снимают много, и среди снимков попадается много черно-белых или же специально обесцвеченных изображений.
Для того, чтобы понять, какого цвета Луна на самом деле, изучим фотографии, и вспомним, что влияет на цветопередачу кино и фото плёнки.
На видимый цвет объекта могут влиять три фактора: спектр источника освещения, спектр диффузного отражения объекта, и цветопередача плёнки\пзс матрицы. Определенное влияние на цвет предмета составит окружающий фон. Но его в космосе нету - чернота и звёзды.
Освещение на орбите Земли вокруг Солнца - одинаковое по спектру за последние 100 лет. И это подтверждено многочисленными наблюдениями. На Луне нет атмосферы, которая может менять цвет освещения от голубого неба - цвета рассеянного свечения кислорода, до красного закатного солнца, которое получается, когда землю сквозь воздушную толщу достигают преимущественно красные лучи.
Значит, нам уже легче, и рассматривать будем только спектр отражения и цветопередачу матрицы или плёнки при съёмке. Идём дальше. В практике фотографии, для того, чтобы определить, насколько корректно на снимке получился цвет предмета, его снимают на фоне цветовой таблицы с заранее известными цветами.
Цветовая табличка
И такая таблица у нас есть - это Земля. Цвета нашей планеты давно известны, она отснята из космоса миллионы, а то миллиарды раз во всех возможных диапазонах спектра. Мало того, есть чёткая корреляция между цветом земной поверхности из космоса и его же цветом на земле. Трава и деревья - зеленые, пустыни Австралии - красные, лёд - белый, вода синяя в океанах и зеленоватая в неглубоких водоёмах.
Как с орбиты, так и с поверхности земли, вплотную к объекту. Атмосфера при съёмке вертикально вниз не вносит каких-либо кардинальных изменений в цвета земной поверхности.
Фото японского космонавта Wakata с борта МКС. https://twitter.com/Astro_Wakata
Остается только цветопередача плёнки.
Все харатеристики любой плёнки Кодак - будь то цветная, обращаемая, негативная, черно-белая - были в своё время опубликованы компанией Джон Истман Кодак, и проверены миллионами фотографов по всему миру. Мы знаем характеристики плёнки, тип освещения, и у нас есть контрольная цветовая таблица.
И теперь, для того, чтобы увидеть настоящий цвет луны, нужно разместить камеру так, чтобы и земля и луна одновременно оказались в кадре.
Фото межпланетного зонда Галилео
Возможная точка для такой съёмки, находящаяся снаружи орбиты луны, находится на устойчивой орбите - в так называемой точке Лагранжа, которая вращается синхронно с землей, вокруг солнца, по орбите размещенной ближе к Cолнцу, чем наша планета, на 1,6 миллиона километров,
И разместив в этой точке пространства космический аппарат, который "зависнет" в пространстве относительно Земли, можно, с этого спутника, постоянно наблюдать нашу планету.
В 2001 году НАСА запустило в эту точку спутник, который называется DSCOVR, нацеленный своей камерой на Землю.
ИСЗ DSCOVR
При этом параметры цветопередачи камеры, цветофильтры, и характеристики ПЗС-матрицы подобраны так, чтобы цветопередача планеты Земля на снимках была похожа на известное фото "Блю Марбл", сделанное на обращаемую плёнку в ходе программы Аполлон.
Цветопередача снимка "Блю Марбл" и снимка с ИСЗ DSCOVR
И вот DSCOVR снимает редкое событие - прохождение Луны на фоне Земли. https://epic.gsfc.nasa.gov/galleries/2016/lunar_transit
И мы прекрасно видим - что цвет Луны - тускло коричневый, в полном соответствии с тем спектром, который является практически неизменной константной величиной и подтверждается во всех инструментальных замерах отражающей способности лунного грунта, даже при учете всех особенностей цветопередачи плёнки, задействованной в программе «Аполлон».
Итак, спектр отражения лунного грунта представляет кривую, поднимающуюся в красную, длинноволновую часть спектра.
Спектр отражения грунта по данным ИСЗ LRO
При попытке найти аналог среди земных пигментов, имеющий сходный спектр диффузного отражения, мы найдем темно-коричневые порошки пигментов для художественных красок.
Проверка этого предположения очень проста - оксид железа Fe2O3 в порошке - имеет матовый, красно-коричневый цвет, и даже свой номер в системе классификации цветов по химическому составу пигментов - РАЛ - 3009. А подкрашивая другие земные породы, окись железа - придаёт им желтоватый, оранжевый или коричневатый оттенок. Другие металлы - к примеру, марганец, окрашивают породы - к примеру, тот же бесцветный кварцит в розово-фиолетовый оттенок.
Но в лунных минералах марганца нету, а есть окись железа.
Цвет лунного реголита определяется его степенью измельчения, и происхождением из разных коренных пород и разных геологических областей луны.
Все цвета на одно картинке
Рассматривая показатели цветности грунта на снимках, опубликованных на сайте НАСА, как лунные снимки из миссий «Аполон», мы увидим, что лунный грунт на снимках НАСА светлей и менее насыщенный по цвету, чем на фото поверхности луны, сделанных, примеру, китайским луноходом, или спутником DSCOVR или же советскими лунными КА.
Сравнение цвета грунта на фотографиях с китайского лунохода и программы Аполлон
Мало того, на всех слайдах, согласно гипотезе о лунных полётах человека, сделанных аполлонавтами, реголит имеет холодный голубоватый оттенок,
Усиленная насыщенность цвета на фотографии программы "Аполлон"
при том, что остальные цвета - белый цвет скафандра, флага, золотистый цвет ЭВТИ, белые, красные и синие полосы на флаге переданы без заметных глазом искажений.
Рассматривая цветовые каналы, мы видим, что цветность грунта во всех заявленных местах "высадки" практически одинакова, без преобладания красного канала. Одинакова и яркость грунта во всех заявленных миссиях. Хотя, посмотрев на карту Луны, мы увидим, что места, заявленные НАСА, как места высадки аполлонавтов, весьма разнятся между собой по яркости отражения пород, слагающих Луну. Это подтверждается инструментальными измерениями как с Земли, так и с ИСЛ.
Итак, у нас есть противоречие - цвет грунта на фотографиях лунных высадок в программе Аполлон не соответствует всей астрономической и космической практике, накопленной человечеством. А одинаковая яркость грунта на снимках не коррелирует с различной яркостью местности на карте Луны.
Данное противоречие весьма наглядно и доступно, не требует изучения каких-либо текстовых документов, переводов, и прочих усилий. Фокус в том, что официальной информации, объясняющей это противоречие - нет, за НАСА отвечают либо отобранные из любителей космонавтики случайные люди, допущенные к изучению копий с оригиналов, либо так называемые "Защитники НАСА", которые просто постят на форумах сообщения по одной методичке из нескольких пунктов:
1. Якобы оригиналы снимков с мест высадки миссий «Аполлон» или первые копии с них, имеют испорченную цветопередачу, причем цвет завален в одних роликах плёнки в синюю часть, в других - в пурпурную, и тд.
2. Снимки якобы корректировали в процессе преобразований для печати и каждый корректор это делал, как ему больше нравилось.
3. Важен баланс белого, а он может быть нарушен, поэтому откройте фотошоп и сами отредактируйте фото, как вам нравится.
4. Цвет - субъективное понятие, и не может быть описан или же точно передан.
5. На фотографиях с китайского аппарата неправильный баланс белого.
6. Луна - разная, и в доказательство этого показывают альбомы с перекрашенными фотографиями на Фликре или же фото под названием "Оранж сойл".
Для человека, который немножко разбирается в плёночной фотосъемке, и когда-либо самостоятельно проявлял обращаемую плёнку, эти аргументы являются совершенно безграмотными. Термин "баланс белого" означает процедуру приведения яркости каналов цвета к белому цвету, используется в устройствах с ПЗС-матрицами. Для обращаемой плёнки этот термин не имеет смысла. Всё, что можно сделать для изменения цветности - установить светофильтры на фотоаппарат и\или на осветительные приборы в случае несоответствия типа плёнки - ЛД\ЛН типу освещения. Собственно как баланса, так и белого цвета на "слайде" нету - есть прозрачные участки плёнки, и в отличии от негативной плёнки, имеющей коричневый цвет маски, в "слайдах" нету заведомых, явных искажений по цвету. Что проэкспонировано, то и осталось на плёнке. Все искаженные, "лишние" цвета эмульсии, незасвеченные участки, смываются в процессе проявки. Благодаря достоверной цветопередаче, "слайдовая" - она же обращаемая плёнка в эпоху плёночной фотографии применялась в частности, для репродукций картин, и прочих задач, где важно точно передать цвета объекта.
Автор lz_design, ссылка на оригинал.
Этот блог целиком посвящён научному анализу американской фальсификации полётов на Луну: Лунная афера: Хьюстон, у вас проблемы!
Каталог всех статей журнала: https://photo-vlad.livejournal.com/33746.html
Чтобы сразу видеть мои свежие посты в своей ленте, пожалуйста, добавляйте мой блог в друзья и подписывайтесь на обновления.
Journal information
- Current price20 LJ Tokens
- Social capital6 485
- Friends of
- Duration12 hours
- Minimal stake20 LJT
- Rules
- View all available promo