«Армстронг запрыгнул обратно на нижнюю ступеньку лестницы.» Как это снято?
Когда я пересматривал кадры «прямого эфира с Луны», мне вспомнилась одна глава из книги Б.Горбачёва «Техника комбинированных съёмок» (М., Искусство, 1958).
Учебник по комбинированным киносъёмкам
Эта книга была для нас учебником, когда я, будучи студентом, учился на операторском факультета ВГИК. А глава, которая кстати вспомнилась, называлась «Съёмка камерой, поставленной необычным образом». Позволю процитировать один абзац, после которого вы поймёте, какой киноприём был использован, для того, чтобы показать лёгкость спуска Армстронга на лунную поверхность.
- «Представим себе, что необходимо снять кадр, в котором актер взбирается по карнизам многоэтажного дома. Вот он схватился за ветхую водосточную трубу, движется по узенькому карнизу, искусно балансируя между оконными проемами. Если снимать такой кадр на натуре или в обычной декорации, то возникнет множество трудностей и не всякий актер окажется способным на такие головокружительные действия. Если построить не вертикальную декорацию, а наклонить её под углом 45° к полу и снимать кинокамерой, расположенной так, чтобы оптическая ось объектива была перпендикулярна стене декорации, то ползущий по наклонной декорации актёр на экране будет выглядеть ползущим по вертикальной стене, но риска упасть не будет.»
Выглядит это примерно так, как в отражении в наклонном зеркале на инсталяции Леандро Эрлиха в Лондоне:
Или вот так, как в фильме «Начало»:
Кинофильм «Начало» Кристофера Нолана, 2010 г. Рабочий момент съёмок и кадр из фильма.
Здесь съёмочная камера (она в верхнем правом углу) крепится на наклонной (относительно горизонта) балке. При просмотре фильма наклонная плоскость будет располагаться горизонтально, отчего положения актёров будут восприниматься неестественно наклонёнными, создавая эффект сна. Камеру (с точки зрения оператора) повернули против часовой стрелки (левый край – ниже, правый – выше), отчего актёры на экране повернулись относительно вертикали по часовой стрелке.
Так вот, спуск Армстронга по лесенке лунного модуля, согласно легенде НАСА, тоже снимался наклонной телекамерой: левый край платформы, на которой крепилась телекамера, также был ниже, а правый - выше (с точки зрения оператора).
Телекамера размещена на наклонной платформе с отклонением от линии горизонта.
Место размещения телекамеры (обведено синей окружностью).
Из-за такого наклона телекамеры, согласно НАСА, весь кадр перекосился, и линия горизонта повернулась на несколько градусов по часовой стрелке. Как вы увидите ниже, на кадрах "прямого эфира с Луны" горизонт завален, перекошен на 12°.
На самом деле, никакой технической трудности укрепить телекамеру на лунном модуле строго горизонтально не было. Но при горизонтальном креплении камеры никак не получался эффект слабой лунной гравитации.
Дело в том, что лестница для спуска и опоры лунного модуля располагались под углом примерно 30° к вертикали.
Угол между опорой лунного модуля и вертикалью составляет 30°.
Лестница была приварена к одной из опор. Следовательно, актёру приходилось спускаться по наклонной плоскости. К тому же, согласно легенде НАСА, лунный модуль сел не вертикально, а отклонился назад на 4,5° относительно выхода и опоры с лестницей. Следовательно, лестница для спуска оказалась отклонённой от вертикали в целом на 35°.
А теперь представьте себя на месте астронавта. Вам нужно спускаться и подниматься по наклонной плоскости, а на вас надет тяжёлый скафандр, примерно равный вашему весу. Это всё равно, что вам на спину (на закорки) сел ваш друг. На Луне, без сомнения, всё весит в 6 раз меньше, но масса-то осталась прежней, и она обладает большой инерцией. Чтобы понять все эти ощущения (лёгкость и инерцию), представьте, что вы пришли в аквапарк, в бассейн с глубиной в полтора метра, погрузились по плечи (вы теперь очень мало весите, слегка давите на дно бассейна), и вам на закорки в виде рюкзака сел ваш друг. Он на 2/3 погружён в воду, тоже мало весит в воде, но вам нужно перемещаться вместе с ним. Представили? Легко это сделать?
И вот, с грузом за спиной вам нужно спуститься вниз по наклонной лестнице. На что это будет похоже? Примерно на то, как кровельщик перемещается по наклонной крыше. Вам придётся ползти на четвереньках. Скажите, как в таком положении изобразить лёгкость лунного тяготения, если вы коленями упираетесь в лестницу?
Кровельщик на крыше
Вначале художники НАСА именно так изображали спуск астронавта – с коленями, упирающимися в лестницу и согнутыми под прямым углом ногами. Посмотрите, например, на рисунок из справочника "Apollo operations handbook. Lunar module." - это справочник разработчика лунного модуля, компании Грумман. Грумман - один из ведущих американских производителей военных и гражданских самолётов.
Так представляли себе спуск астронавта по лестнице работники НАСА. Зелёная лниия – проекция центра тяжести.
Но в таком положении трудно воссоздать в павильоне лунную гравитацию и невозможно подпрыгнуть – центр тяжести находится вне площади опоры.
Хотя ранец за спиной у актёра был бутафорский (пустой внутри), он всё равно прижимал астронавта к лестнице, отчего астронавт на первых пробах был похож на ползущую черепаху. При этом сразу выдавалось земное притяжение. И тогда, для создания лёгкости спуска, было принято чисто «кинематографическое» решение. Лестницу отсоединили от лунного модуля и поставили её вертикально, а актёра подвесили на тросе. И в таком случае астронавт уже не прижимался к лестнице, не ползал на четвереньках, он "легко" спускался по вертикали сверху вниз на прямых ногах. Кроме того, потянув за трос вверх, можно было создать ощущение, что астронавт в тяжёлом скафандре легко подпрыгивает вверх и скользит вдоль лестницы.
Вот как описывают фантазёры НАСА спуск Армстронга на лунную поверхность (цитирую по Википедии):
- Армстронг дёрнул за кольцо и открыл грузовой отсек посадочной ступени слева от лестницы (если смотреть на лунный модуль), тем самым включив телекамеру. Спустившись на круглую тарелку опоры лунного модуля, Армстронг запрыгнул обратно на нижнюю ступеньку лестницы и сообщил Олдрину, что вернуться назад можно, но нужно хорошенько подпрыгнуть.
На видео мы видим, что спустившись на тарелку опоры, «Армстронг» подпрыгивает вверх (вы уже знаете из предыдущей статьи, что роль «Армстронга на Луне» играл актёр очень маленького роста), при этом две ноги у него некоторое время свободно болтаются "в воздухе".
Астронавта тянут вверх на тросе. Линия горизонта изображена наклонённой вправо на 12°.
Поскольку пропагандисты НАСА в комментариях стали писать, что такого не может быть - ведь явно видно, что астронавт болтается на тросе - и что якобы автор сам это всё "подрисовал", пришлось разместить ещё одну гифку - вид болтающегося Армстронга с другого ракурса (вид через иллюминатор лунного модуля):
"Болтанка" астронавта была снята с двух разных ракурсов.
Просмотреть видео полностью можно на Ю-Тубе, указанный фрагмент начинается с 48-й секунды.
На данном видео (кадр слева) отклонение лестницы от вертикали составляет всего 9°. А теперь представьте, как будет выглядеть прыжок вверх вдоль лестницы, если съёмка будет производиться без наклона съёмочной камеры и на реальной лестнице, которая отклонена от вертикали на 35°.
Хотите верьте, хотите нет, но для того, чтобы подпрыгнуть вверх, человек вначале должен встать вертикально, чтобы проекция центра тяжести попала на площадь опоры ног, между ступнями. Из такого положения, как на рисунке НАСА, когда спина параллельна лестнице, а центр тяжести находится вне площади ног, невозможно подпрыгнуть вверх. Вначале нужно выпрямиться, встать вертикально, затем слегка присесть и оттолкнуться.
Посмотрите на трёх кровельщиков на крыше. Кровельщики слева, которые стоят, образуют большой угол между вертикальной линией тела и плоскостью крыши, а тот кровельщик справа, у которого тело параллельно крыше, фактически лежит. Кровельщик слева сможет подпрыгнуть, а кровельщик справа – нет.
Кровельщики на крыше.
А теперь посмотрим на астронавта с “лунного видео”. Его тело практически параллельно лестнице. Из такого положения подпрыгнуть невозможно. Чтобы подпрыгнуть, угол между вертикалью тела и лестницей должен быть 30-35°. Но поскольку астронавт подпрыгивает вверх параллельно лестнице, причём, без всякого приседания и отталкивания, из этого мы делаем вывод, что лестница, как и астронавт, стоит вертикально, а астронавта просто поднимают на тросе.
НАСА постоянно пытается обманывать зрителя. И делает это не только на видео, но и на фотографиях, умышленно наклоняя линию горизонта.
Вот перед вами фотоснимок AS11-40-5869 из миссии «Аполлон-11», который мы повернули так, чтобы линия горизонта стала такой, какой она должна быть - горизонтальной.
Снимок AS11-40-5869 выровнен по линии горизонта.
Теперь, когда астронавт стоит на тарелке опоры лунного модуля и руками держится за лестницу (руки согнуты в локтях) и линия горизонта выровнена, вы понимаете, что проекция центра тяжести проходит мимо ног, и подпрыгнуть из такого положения, а тем более поболтать ногами в воздухе, подтянувшись на руках, просто невозможно. Получается какой-то абсурд – с тарелки опоры астронавт прыгает вверх по диагонали, вдоль лестницы, под углом 55° к горизонту, висит над наклонной лестницей и при этом две ноги не касаются ступеней.
Возможно ли такое, чтобы две ноги не касались ступеней?
А если мы смотрим на фотографию, как её показывает НАСА, мы даже и не замечаем этих несуразностей (не замечаем наклона линии горизонта) и верим, что подпрыгнуть из такого положения возможно.
Оригинальный снимок НАСА AS11-40-5869. Линия горизонта умышленно наклонена, чтобы астронавт казался вертикально стоящим.
Далее в телевизионном репортаже «прямого эфира с Луны», мы видим, что астронавт отходит от лестницы. Его фигура располагается вертикально, хотя линия горизонта наклонена.
Астронавт отошёл от лесенки. Кадр из "прямого эфира с Луны".
Если выровнять такой кадр по линии горизонта, то получится абсурд: астронавт идёт под углом к вертикали. Но в таком случае он непременно должен упасть, потому что центр тяжести выходит за линию опор ног.
При ровной линии горизонта астронавт оказывается идущим под углом к вертикали (красная линия), а центр тяжести выходит за линию опор ног (зелёная линия).
Поскольку астронавт ходит и не падает, значит, актёр на самом деле в кадре стоит вертикально, и камера во время съёмки этого эпизода не наклонена ни влево, ни вправо. Относительно вертикали неправильно наклонена... лестница. Из последних двух вариантов чёрно-белого снимка истинным является только первый, с подписью "Астронавт отошёл от лесенки". Наклонить астронавта относительно вертикали не получится - он упадёт, а вот наклонить лестницу - элементарно просто. Чтобы получить примерно одинаковый угол наклона стоящего астронавта и лестницы, а они почти параллельны в телевизионном репортаже (отклонение лестницы от вертикали всего 9°), лунный модуль необходимо сильно наклонить.
Только при таком наклоне лунного модуля удастся получить кадр, как в телевизионном репортаже.
Конечно, многотонный лунный модуль не сможет устоять в таком наклонном положении, тем более, что никакого крутого холма под его опорами не видно. На самом деле лунный модуль не наклоняли, просто для съёмок «прямого репортажа с Луны» от лунного модуля отсоединили опору с лестницей и наклонили только её. Зачем наклонять весь лунный модуль, если его не видно? В кадре видна только опора с лестницей, вот только эти элементы и наклонили.
Соответственно на фоне, в нескольких метрах от лунного модуля, изобразили умышленно не горизонтальную, а наклонную линию горизонта, которая возникла якобы оттого, что снимали наклонной камерой. На том кадре, где есть подпись "Актёр отошёл от лесенки" видно, насколько умышленно неправильно нарисована по фону линия горизонта.
Итак, никакого исторического спуска Армстронга по лесенке на лунную поверхность не было. Весь эпизод снимался в павильоне с применением бутафории и подставных актёров маленького роста. Телекамера была установлена не так, как это указало НАСА - с наклоном относительно линии горизонта, а совершенно горизонтально по уровню. Но при этом была фальсифицирована линия горизонта, проходящая в нескольких метрах от лунного модуля, её изобразили наклонной. Для того, чтобы создать ощущение лёгкости спуска и подъёма (как бы при лунной гравитации), актёр был подвешен на тросе, а лестница с опорой была отделена от лунного модуля и поставлена в кадр почти вертикально, вместо угла наклона в 35°.
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов.
На съёмках сериала "Козлёнок в молоке".
До следующих встреч.
Этот блог целиком посвящён научному анализу американской фальсификации полётов на Луну: Лунная афера: Хьюстон, у вас проблемы!
Каталог всех статей журнала: https://photo-vlad.livejournal.com/33746.html
Чтобы сразу видеть мои свежие посты в своей ленте, пожалуйста, добавляйте мой блог в друзья и подписывайтесь на обновления.
Journal information
- Current price20 LJ Tokens
- Social capital10 397
- Friends of
- Duration10 hours
- Minimal stake20 LJT
- Rules
- View all available promo