Categories:

О фотокамерах Hasselblad на Луне.

Вопросы к технике фотографирования лунными фотокамерами.

Что в программе «Аполлон»  (посещение американцами Луны) самое интересное? То, чем больше деталей узнаёшь о ней, чем в большее количество тонкостей вникаешь, тем меньше веришь в то, что эта программа была реализована на самом деле.

Давайте попробуем сегодня поговорить о том, о чем, как мне кажется, еще ни разу не говорили – о том, КАК, по мнению NASA, производилась фотосъемка на Луне. То есть о технологии фотосъемки. И что странного я углядел в этой технологии.

Приглашаю к обсуждению всех мало-мальски смыслящих в фотографировании.

Надо сказать, что по всем критическим замечаниям «скептиков» (те, кто по тем или иным причинам сомневается в посещении американцами Луны) NASA хранит молчание, никак не комментируя или не объясняя многочисленные противоречия физическим законам. В целом это, пожалуй, единственно верная позиция для NASA. Как издавна рекомендовали дуракам на Руси – «помолчи, может быть, за умного сойдешь». Зато у NASA есть полным полно защитников среди «верующих» в то, что Нил Армстронг, Баз Олдрин и еще десяток американских астронавтов «оттоптались» на Луне. Некоторые даже там в гольф играли – но об этом разговор впереди. Часть из этих «верующих» добровольно помогают NASA «развенчивать» «наглые происки» скептиков. Назовём этих ребят «хиви NASA», с легкой руки Ю. Мухина. Один из таких «хиви NASA» на Гайд-парке – некто Steven Lerner, на мысли которого нам иногда, за неимением официально изложенной точки зрения самого NASA, придется ориентироваться как на позицию NASA. А как иначе?

Я использовал материалы статьи «Astronaut Still Photography During Apollo» Гэри Эйч Китчмахера и куратора официального Web-сайта по истории NASA Стива Гэрбера (Gary H. Kitmacher, Author; Steve Garber, NASA History Web Curator). Статья размещена здесь: http://history.nasa.gov/apollo_photo.html

Приведенные здесь фотографии взяты тоже с официальных сайтов

http://www.nasm.si.edu/events/apollo11/objects/index.cfm

http://history.nasa.gov/alsj/alsj-DarkSlide.html

Высказывания хиви NASA Steven’а Lerner’а – комментарии из обсуждения моей статьи на Гайд-парке http://gidepark.ru/community/191/article/350931

Для начала посмотрим, что же сказано в официальной NASAвской статье Г. Китчмахера «Фотографии астронавтов во времена программы Аполло». Статья довольно любопытна, чтобы её прочесть целиком, но я остановлюсь лишь на некоторых моментах. Итак:

Идея поснимать в космосе, оказывается, пришла в голову лишь астронавту Джону Гленну (John Glenn), который прихватил с собой в полёт 35-мм фотоаппарат «AnscoAutoset» производства Minolta, купленный в местной лавке и немного доработанный для полета в космос. Наиболее важная доработка заключалась в том, что была увеличена кнопка спуска – в космической перчатке ее было не нажать.

«Космическая» Minolta AnscoAutoset
«Космическая» Minolta AnscoAutoset

Начиная в 1964 года, лунные зонды NASA (Ranger, Surveyor и Lunar Orbiter), сделали около 100 тысяч фотоснимков Луны, что помогло Аполлонам при высадке на Луну.

Первые же шведские среднеформатные (кадр 60х60 мм) немодифицировнные Hasselblad 550C (так в тексте, лично я не слышал о существовании камер 550С, вот 500С – другое дело, см. фото 1) использовались астронавтами кораблей «Mercury» в 1962 и 63 годах. А затем и в программе «Gemini» в 64-ом и 65-ом. Для «Gemini» (лат. «Близнецы»), оказывается, фотокамеры были доработаны, что позволило менять кассеты с пленкой в процессе фотосъемки, когда менялось освещение. (In addition to the excellent mechanical and optical properties of the cameras and their Zeiss lenses, the cameras were relatively simple to use, and film was pre-loaded into magazines that could easily be interchanged in mid-roll when lighting situations changed.)

И здесь у меня возникли первые вопросы.

Как фотографировал один из астронавтов «Gemini» Коллинз, уже рассказал Ральф Рене (http://gidepark.ru/community/191/article/355375). Оказывается, Коллинз просто-напросто «уронил» дорогую импортную фотокамеру в открытом космосе и потерял её.

А вот о замене кассет во время космической фотосессии следует поговорить особо. Я, честно признаюсь, никогда не держал в руках «Hasselblad». Но мне как-то доводилось фотографировать на советский «Киев-88», который, по всей видимости, является не очень удачным клоном «Hasselblad’а 500С».

«Киев-88»
«Киев-88»

 Могу признаться, что несколько удачных моментов для съемки я упустил, пока не приноровился. После 35-мм «Зенитов» я не мог привыкнуть сразу к одной тонкости. Дело в том, что после установки новой кассеты с плёнкой надо вытащить металлическую шторку, предохраняющую фотопленку в кассете от засветки. Что это за шторка, можно понять на фото ниже:

А чтобы заменить кассету до того, как были «отщелканы» все кадры, надо снова вставить в кассету шторку и только после этого можно отсоединить кассету и положить её в кофр. На планете Земля все эти операции проделать просто и элементарно. Значительно сложнее вдеть нитку в иголку, но это тоже выполнимо. А в условиях Луны?

Дело в том, что наличие скафандра подразумевает космические перчатки. И поверить в операции со шторками я смогу лишь после того, как Баз Олдрин влезет в свой старый лунный скафандр и просунет нитку в иголку. Ну или хотя бы попытается выполнить все операции с шторкой.

Космические перчатки – это не просто толстые перчатки. Например, для доктора наук База Олдрина (Dr. Buzz Aldrin) они были изготовлены из: поверхность Rubber/Neoprene compound, aluminium, стальные внутренности Beta cloth, Chromel-R, Velcro, rubber-silicone compound.

Перчатки Базза Олдрина с внешней оболочкой.

Перчатки Армстронга без внешней оболочки. Обратите внимание на систему бандажных удерживающих ремней, препятствующих чрезмерному расширению герметичной оболочки перчаток. Герметичная оболочка американских лунных скафандров была всего одна (в советских скафандрах их было, две, включая дублирующую), что удивило космонавта-конструктора Феоктистова, побывавшего с визитом у американцев.

 Это очень прочные и поэтому грубые перчатки, препятствующие произведению тонких операций и аккуратных манипуляций за счёт потери чувствительности и ограничению подвижности пальцев — изнутри они поддуты избыточным давлением в скафандре.

Поэтому заниматься фотографией на Земле в обычных условиях, в скафандрах и на Луне – три большие разницы. 

Однако хиви NASA Стивен Лернер убежден, что, цитирую:

«Опять не поняли?

Куда вы вернетесь? За вами выжженная мною земля.

Посмотрите, какие я вам элементарные вещи объясняю! Вы же основ фотодела не знаете и понятия не имеете, а туда же - лезете разбираться в паралакс...

Вас развели, потому что вы безграмотные, но хотите верить в то, что американцы не высаживались на Луне.

Кроме того, что астронавты на Луне имели 2 камеры, к каждой из которых пристегивалась, естественно, своя кассета (поэтому снимки на разных кассетах могут совпадать по времени), камеры Хассельблад имеют одну особенность, за которую их, собственно и выбрали - кассета пристегивается снаружи камеры. Её легко и быстро можно заменить. Можно снимать на одну кассету, например - с черно-белой пленкой, потом, недосняв пленку до конца, отстегнуть и поставить кассету с цветной пленкой. Сделать несколько снимков и вернуть первую, черно-белую. Потом снова поставить цветную - сколько угодно раз.

Был советский клон Хассельблада, киевская камера Салют. Мне доводилось ею пользоваться довольно часто. Можно иметь разные пленки в разных кассетах и заменять кассеты по необходимости. Условия освещения изменились - меняешь кассету, нужен цвет - меняешь кассету, нужно снять позитивы (обратимая пленка) - меняешь кассету, очень важный снимок - ставь кассету с немецкой пленкой.

Мы так и делали. Очень удобная штука.

Прокомментирую. На Земле – действительно, меняй сколько угодно.

А хронологию снимков, если надо, можно потом восстановить.

Как они меняли кассеты? Бегали в модуль, герметизировали его, снимали скафандр, меняли кассету, одевали скафандр, разгерметизировали модуль и бежали снимать дальше?

Прокомментирую. Вот это как раз и непонятно.

Нет. Такого не было. Замок кассеты сделан так, что снять одну кассету и поставить другую очень легко даже в скафандре, в перчатках. Отстегнуть кассету - движение одного пальца. А поставить другую ещё проще - приложить к камере и немножко сдвинуть по салазкам. Щелк, и готово - снимай дальше.

В этом вся прелесть Хассельбладов и Салютов.

Прокомментирую. Вот бы взглянуть разок на этот процесс, как это делает Баз Олдрин в скафандре.

Кстати, и карманов на скафандре вполне достаточно.

Прокомментирую. Вот бы ещё Вы, Стивен Лернер, показали, в каких именно карманах у астронавтов на Луне хранились запасные кассеты.

Я сейчас на работе, дел много, мне некогда детально расписывать вам устройство замка кассеты камеры Хассельблад. Но это вы, несмотря на ужасающую безграмотность, легко найдете в интернете.

Для отстегивания кассеты есть кнопка. Одно нажатие и замок открывается, кассета отделяется. поставить другую кассету - ещё проще. Приставил к салазкам, слегка сдвинул и замок защелкнулся.

Повторю свой комментарий. Вот бы взглянуть разок на этот процесс, как это делает Баз Олдрин в скафандре.

Посмотрите на камерах Салют - их скопировали с Хассельблада.

Погуглите: "фотоаппарат Салют". Потом погуглите "Hasselblad space camera" и многое узнаете.

Hasselblad 500 EL Data Camera на Луне не использовалась. Этой камерой пользовалась экспедиция Аполлон-8, облетая Луну.

На Луне применялись камеры Hasselblad EDC (Electric Data Camera).

Пришлось потратить немного времени и найти для вас:

http://www.flickr.com/photos/gerikson/4007387259/lightbox/

http://www.flickr.com/photos/gerikson/4008153608/lightbox/

Обратите внимание на замок сверху (на нем ещё надпись Lock) - большой такой рычажок. Повернуть его и кассета отстегнута. Приставь новую кассету - этот рычажок сдвинется в сторону и, защелкнув замок, встанет на место. Очень простая и удобная конструкция.

Размер рычага замка достаточно большой, чтобы его можно было без проблем поворачивать хоть в скафандре, хоть ногой в ботинке.

Прокомментирую. Можете заснять на видео, как Вы меняете хоть в Hasselblad’е-500, хоть в «Салюте», кассету ногой в ботинке, а также вытягиваете и вставляете шторку, и я вам куплю и вышлю современный Hasselblad. Разумеется, если у Вас этого не получится, то Hasselblad – с Вас. Пару месяцев на тренировки хватит или мало?

Скажите, вы действительно на столько умственно-девственный или вы просто косите для публики?

Комментарий. Нет, не кошу. Наверно, действительно умственно-девственный, раз еще умею пользоваться своими мозгами по их прямому предназначению.

Ну и по поводу сайта, о существовании которого я недавно узнал и который мне понравился (http://ligaspace.my1.ru/news/2008-01-30-29):

Хотите я вам навешаю пощечин за этих авторов?

"Этот фальсификатор пишет: 

«1) Последовательность библиотеки снимков Аполлон не имеет связи с порядком выходов экспедиций.

Например, для Аполлон-15 официальный журнал пребывания на поверхности Луны начинается экспедицией к разлому Хедли»

Этот урод забыл написать, что последовательность по НОМЕРАМ КАССЕТ, а не по времени и событиям экспедиции.

Смотрите сами: http://www.hq.nasa.gov/alsj/a15/images15.html

Все кассеты нумеровались на Земле ДО полета.

Мой комментарий. Да, пронумеровать 18 кассет (так пишет NASA-специалист) , привезенных с Луны в шести экспедициях (т.е. по одной кассете на фотокамеру), было крайне проблематично. Не понимаю, почему никто за это в США не получил до сих пор за нумерацию и каталогизацию 18 фотоплёнок программы Аполло орден с закруткой на спине и шнобелевскую премию.

Читаем Китчмахера дальше.

On Apollo 8, Hasselblad EL electric cameras were used for the first time. The electric motor in these Hasselblads largely automated the picture taking process. The astronauts needed only to set the distance, lens aperture, and shutter speed, but once the release button was pressed, the camera exposed and wound the film and tensioned the shutter. Two Hasselblad EL cameras, each with a Planar f 2.8/80mm [normal] plus a single Sonnar f5.6/250mm [telephoto] lens and seven magazines of 70mm film, were carried. The cameras, film magazines, and lenses used on Apollo 8 had black anodized surfaces to eliminate reflections. Modifications to the cameras included special large locks for the film magazines and levers on the f-stop and distance settings on the lenses. These modifications facilitated the camera's use by the crew operating with pressurized suits and gloves. Additionally, the cameras had no reflex mirror viewfinder and instead a simple sighting ring assisted the astronaut in pointing the camera.

То есть.

На Аполло-8 впервые взяли электрифицированные фотокамеры Hasselblad EL. Электромотор этих Hasselblad’ов значительно автоматизировал процесс фотосъемки. И ВНИМАНИЕ: Астронавты должны были только установить расстояние, диафрагму и выдержку

Две фотокамеры были оснащены обычным объективом f 2.8/80mm, третья – телеобъективом f5.6/250mm и семью кассетами.

Фотокамеры, кассеты и объективы имели черные анодированные поверхности, чтобы не бликовать. Камеры были оснащены специальными большими замками для кассет, а объективы – большими рычажками для установки диафрагмы и «наведения на резкость» (для фокусировки). Это модификации облегчили использование камер астронавтами в герметичных скафандрах и перчатках. Вдобавок, у камер не было никакого зеркального видоискателя, вместо которого использовался простейший круговой прицел*. 

Давайте осмыслим это.

Те, кто занимался и помнит процесс фотографирования на плёнку нормальными фотоаппаратами, не разовыми «мыльницами» с пластмассовыми объективами, знают, что в зависимости от того, что, где, когда и при каком освещении снимаешь, надо было правильно выбрать светочувствительность плёнки, установить выдержку, подобрать диафрагму и после этого «установить резкость». Это сейчас автоматика все делает за человека – навел фотоаппарат в сторону, принаступил на кнопку спуска, процессор внутри цифрового фотоаппарата обсчитал все параметры с датчиков, довернул моторчиком объектив, прикрутил другим моторчиком диафрагму и выдал сигнал о готовности к съемке. Причем даже моя простенькая Minolta выпуска 2004 года редко когда ошибается. А цветопередача у неё такая – что Panasonic’у и остальным такое качество до сих пор снится, разве что Canon и Sony, после того, как прикупила Minolt’у могут составить какую-то конкуренцию. И это так расслабляет, что забываешь основы фотографирования.

Профессионалы же до сих предпочитают плёночные «зеркалки», лидерство среди которых по праву принадлежит фирме Hasselblad. Почему? Что такого особенного в «зеркалке»? Дело в том, что в видоискателе «зеркалки» отражается именно тот самый объект, который снимает фотограф. И лучшего способа для правильной установки резкости не придумать.

Обычно процесс происходит следующим образом. Фотограф достаёт фотоэкспонометр (которые стали потом просто встраивать в фотоаппараты), оценивает освещенность, и решает, какую ему следует поставить выдержку и диафрагму. Упрощено, при одинаковом освещении – чем меньше ставить выдержку, тем больше должна быть открыта диафрагма. Если вы снимаете спортивные состязания, автогонки и т.д., чтобы получить резкий кадр, надо ставить выдержку как можно меньше. Но чем больше открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости на снимке. Можно сделать снимок, где капли пота на физиономии футболиста будут идеальными, а ушей уже будет не разобрать (утрирую, конечно). А затем наводит объектив на резкость, ориентируясь на изображение в зеркальном видоискателе.

В «мыльницах» резкость фотографии устанавливалась «на глазок». Впрочем, там и объектив был соответствующий (система Focus free). Так что из хассельбладовской зеркалки сделали шведы по требованию NASAвских специалистов, убрав зеркальный видоискатель? Самую обычную «мыльницу», правда, с прекрасным механизмом выдержки (у «Киева-88», например, с этим есть кое-какие проблемы).

Кстати, при наведении на резкость в обычных объективах диафрагменное кольцо полностью открывают, чтобы лучше навести на резкость, а затем, перед снимком, снова закрывают. Я иногда забывал это делать на своем «Зените-Е». Поэтому впоследствии купил себе «Зенит», оснащенный «прыгающей диафрагмой». Насколько я в курсе, в конце 60-ых – начале 70-ых годов, прыгающих диафрагм еще не было… Во всяком случае, один знакомый мне профессионал не любил «прыгающие диафрагмы», считая, что лишний механизм усложняет фотоаппарат и лишний раз трясёт его во время снимка. Да, смысла в прыгающей диафрагме в «мыльнице» никакого.

Зеркальных видоискателей у «лунных» Hasselblad’ов нет.

Так как же конкретно устанавливали резкость астронавты «на Луне»? Особенно если учесть следующий факт, что под таким углом зрения (см. фото 12, 13, 14), ТЕМ БОЛЕЕ С ЗАЩИТНЫМ СВЕТОВЫМ 95%-НЫМ ФИЛЬТРОМ (см. фото 16) видеть какие-либо цифирьки на объективе они, скорее всего, не могли. Даже просто нажать на спуск (у фотокамеры он находится внизу, под объективом) в космической перчатке было весьма проблематично. И камеры впоследствии стали оснащаться специальным рычагом под всю ладонь «астронавта» (есть на некоторых «лунных» фотографиях с последних Аполло).

Далее у Китчмахера сказано, что кассеты были заряжены цветной или черно-белой пленками на 160 и 200 кадров 70-мм плёнки соответственно. Это довольно удивительно. Так как обычная пленка тип 120 имеет всего 12 кадров 6х6. Хотя тут мы видим специальные кассеты. Ну, допустим, такие пленки действительно существовали. (Ссылка на справку по этому вопросу от NASA ниже)

Чувствительность черно-белой плёнки – 80 ASA (~65 по ГОСТ). Не многовато ли? Я предпочитал снимать на природе на черно-белую плёнку 32 по ГОСТ. А для Луны я бы вообще порекомендовал 16 по ГОСТ. Или даже 11. Чем ниже чувствительность фотоплёнки, тем чётче детали. А освещения на поверхности Луны хватает.

Читаем, что в качестве цветных плёнок использовались Kodak Ektachrome SO-68, SO-121 и одна супер светочувствительная Kodak 2485, 16 000 ASA. Интересно, а что на неё снимали и есть где-нибудь фотографии, напечатанные с этой плёнки? Ну-ка хиви NASA, расскажите, если знаете.

Еще на Аполло-8 имелись черно-белые телекамеры, 16мм кинокамеры и экспонометры.

Но Аполло-8, как известно, на Луну по легенде не садился. Всё началось с Аполло-11.

Слово Китчмахеру.

Полный набор оборудования камеры на борту Аполло-11 включал две 16 мм кинокамеры Maurer, цветную ТВ-камеру в орбитальном модуле Columbia, и выносные черно-белые телекамеры для трансляции с Луны на Землю. Именно они сняли первые шаги Нила Армстронга по поверхности Луны. Имелась еще и стереокамера от Kodak для фотографирования крупным планом лунного грунта на расстоянии нескольких дюймов. Также имелись три камеры Hasselblad 500EL.

Две камеры Hasselblad были идентичны тем, что использовались на Аполло-8 и 10

(Two of the Hasselblad cameras were identical to those carried on the earlier Apollo 8 and 10 lunar orbit missions.)

Эй, хиви NASA Лернер. А как насчет Hasselblad 500 EL Data Camera на Луне не использовалась. Этой камерой пользовалась экспедиция Аполлон-8, облетая Луну.

Для Аполло-11 в хассельбладовские Data Camera были внесены дополнительные изменения. В них была установлены стеклянные пластины Réseau с маркерами (крестиками), которые мы видим на каждом «лунном снимке»

И читаем дальше. Я цитирую:

When film is normally wound in a camera, static electricity is generated on the film surface. This electricity is dispersed by metal rims and rollers, which guide the film, and by humidity in the surrounding air. (авторы сего текста – Gary H. Kitmacher, Author; Steve Garber, NASA History Web Curator, я ничего не придумал)

Обычно, при перемотке на поверхности фотоплёнки возникает статическое электричество. Это электричество растекается по металлические деталям и роликам, которые соприкасаются с пленкой, и ВО ВЛАГУ В ОКРУЖАЮЩЕМ ВОЗДУХЕ. О как! Насчет окружающего воздуха на Луне у двух специалистов из кругов, близких к NASA, получилось очень здорово.

Далее там написано, что стеклянная пластина Réseau была покрыта тонким слоем серебра, чтобы отводить статическое электричество. Снаружи камера 500EL тоже была посеребрена, чтобы не перегревалась под солнечными лучами, а обычно используемые смазочные материалы либо заменены, либо вообще отменены, так как в вакууме они могли бы конденсироваться на линзах, пластинах Réseau и фотоплёнке.

Вообще-то логично, и, надо сказать, это убеждает меня в том, что фотосъемка в открытом космосе американцами при ранних запусках Аполло-8 и 10 проводилась, и все изменения, внесенные в конструкцию фотокамер – следствие опыта.

По легенде, «из поездки» на Аполло-11 вернулись лишь две кассеты от Hasselblad500EL.

Каждая кассета тоже была посеребрена. Камеры и объективы до сих пор лежат на поверхности Луны на Tranquility Base.

Далее в статье написано про съемки лунного грунта с расстояния в 10 см посредством Kodak Stereo Close-Up Camera. Ни одного снимка я пока в Интернете не видел.

После Аполло-11 было выполнено еще 5 посадок. Во всех фотооборудование и плёнки были аналогичны первой посадке. Для Аполло-15 на один Hasselblad дополнительно установили 250-миллиметровый телескопический объектив. Ко времени Аполло-17 лунная поверхность была отснята на 18 «долгоиграющих» плёнок.

(Five more flights landed on the Moon after Apollo 11. On all, the photographic equipment and films were similar to that taken on the first landing. On Apollo 15, the 250mm telescopic lens was added to the Hasselblad lunar surface complement. By the time of Apollo 17, a total of 18 rolls of film were taken to the lunar surface.)

Оказывается, астронавтов долго учили искусству фотографирования. В Неваде, в Аризоне и на Гавайях (см. фото 11)

Основной упор в обучении был сделан на отработку телодвижений астронавтов при прицеливании на снимаемый объект (…and typically using Hasselblad EL camerassimilar to those they would use on the Moon. As the use of the camera was mostly automated, the most crucial training was in pointing the camera which was attached to their chest control packs for the suit's environmental control system. The astronaut would point his body in order to aim the cameras. Films taken during the practice exercises were processed and returned to the crewmen who would study the results.)

Что имеем в результате.

Не обращая внимания на многие технические тонкости, NASA призывает посмотреть «на великолепные фотографии, сделанные астронавтами с лунной поверхности, доступные в базе фото NASA и в галереях». For further information emailhistinfo@hq.nasa.gov

И вот мне интересны детали. На которые, как я надеюсь, дадут ответ фотографы-профессионалы. Боюсь, от NASA я ответов не дождусь никогда. Заодно пусть попытаются что-нибудь рассказать и объяснить хиви NASA. Если они желают, то могут воспользоваться «звонком другу» histinfo@hq.nasa.gov. Я не тороплю. Кстати, вот еще несколько снимков «лунных» Hasselblad 500EL (фото 17…23). Мне понравились надписи на кассетах – про выдержку и диафрагму.

Итак, внимание, ВОПРОСЫ:

1. Возможна ли «быстрая» замена кассет человеком в скафандре, как это описано в NASAвской официальной статье?

2. Возможно ли правильно установить диафрагму и выдержку (я уж не говорю про резкость) на модифицированном Hasselblad 500EL, пристёгнутом к пузу? Точнее, к груди? 

3. Где карманы для сменных кассет у астронавтов? Или кофры? А если их нету, то зачем о смене кассет вещают два NASAвских «специалиста»?

4. Можно ли при одной и той же выдержке и диафрагме (полагаю, и выдержка и диафрагма если и могли где устанавливаться, то только лишь пальцами, внутри лунного модуля) сделать разноплановые снимки с таким качеством, как это демонстрирует NASA?

5. Каким образом можно настроить на резкость пристёгнутый к груди 250-мм телевик?

6. Какие именно кадры сделаны телевиком? Они есть в Интернете?

7. Есть ли выложенные в Интернет стерео кадры сделанные Kodak Stereo Close-UpCamera?

источник

*Сначала примечание:

"Вдобавок, у камер не было никакого зеркального видоискателя, вместо которого использовался простейший круговой прицел". 

Вот он, этот прицел, установлен на своём штатном месте, на "горячем башмаке" на левом боку корпуса камеры:

Оценили? 

Можно ли было воспользоваться таким прицелом, расположенным на боковой поверхности корпуса, выйдя на поверхность Луны с закреплённой в нормальном вертикальном положении камерой?

Да и будь этот прицел сверху, он бы ничем при кадрировании лунонавту не помог. 

Поэтому в лунных "выходках" на поверхность американской Луны кадрирование производилось поворотом корпуса лунонавта на объект — пузом вперёд. Есть у НАСА весьма забавное видео, где лунонавт так и делает: поворачивает корпус и приподнимает пузо, чтобы нацеть фотоаппарат на нужный объект. Выглядят эти телодвижения весьма нелепо.

Для использования на Луне, когда камера закреплена на груди, гораздо лучше подошёл бы рамочный видоискатель. Вот такой, как этой фотокамере, Linhof Aero Technika 45, 1980:

Но она использовались космическими миссиями NASA уже после "полётов на Луну".

Почему же на лунной камере не предусмотрели такую простое и хорошо известное устройство, которым при фотографировании к концу 60-х уже вовсю пользовались, водолазы, например? Ведь их экипировка и условия фотосъёмки под водой технически были сходными с лунными. То есть проблемы при визировании плёночных камер без уже привычного нам удобного ЖК экрана и у водолазов под водой и у астронавтов на Луне возникали одни и те же: приходится выстраивать композицию кадра, не глядя в видоискатель камеры.

И водолаз и у астронавт экипирован массивным шлемом, который препятствует возможности использовать штатный видоискатель плёночного фотоаппарата. Пользуясь им, окошко видоискателя нужно прижать к глазу вплотную, а в шлеме это невозможно. 

Поэтому для фотографирования под водой используются специальные дополнительные видоискатели, которыми можно пользоваться на расстоянии.

Вот, например, простой плёночный фотоаппарат Canon AS-6 для погружений на глубину до 10 м. Он оборудован рамочным видоискателем, позволяющим легко и просто помещать выбранные объекты в поле кадра.

И вообще,  из истории фотографии известно, рамочный видоискатель (иконометр) появился в фотографии раньше всех остальных типов ещё в 1850-х годах.

Почему бы на Луне не использовать видоискатель именно такого типа, сделав его для большего удобства складным?

Или на американской Луне было всё равно, есть у лунонавта видоискатель или нет — ведь всё это фотооборудование было бутафорским? ))

На самом деле "космический" Hasselblad с таким рамочным видоискателем есть. Вот он сдвух сторон:

Вот такая камера с опущенной рамкой видоискателя и прицелом: 

Но на поверхности Луны камеры Hasselblad с таким подходящим типом видоискателя почему-то не использовались!

Почему, это ещё одна странная загадка престранной программы "Аполлон".


Справочная информация по использовавшимся плёнкам и камерам Hasselblad в миссиях "Аполлон" от NASA: https://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/a11-hass.html

Официальная информация о своих "лунных" фотокамерах от фирмы Hasselblad, "ХАССЕЛЬБЛАД В КОСМОСЕ": https://www.hasselblad.com/history/hasselblad-in-space/


Теперь просьба к art_f , как к эксперту, владеющему подобной плёночной камерой Hasselblad, прокомментировать заданные вопросы в части её эксплуатации и техники съёмки.


Напрямую связанная статья: Лунный фотопулемёт*. Или как американцы «настреляли» невероятное количество лунных кадров?


Этот блог целиком посвящён анализу американской фальсификации полётов на Луну:  Лунная афера: Хьюстон, у вас проблемы!  

Каталог всех статей журнала: https://photo-vlad.livejournal.com/33746.html

Чтобы сразу видеть мои свежие посты в своей ленте, пожалуйста, добавляйте мой блог в друзья и подписывайтесь на обновления. 


promo photo_vlad september 3, 2017 02:04 13
Buy for 20 tokens
1. Если бы у НАСАрога был ум, то он не был бы НАСАрогом. 2. НАСАроги не могут не лгать, ибо ложь о полётах на Луну можно поддерживать только другой ложью. 3. Доказать полёты на Луну невозможно просто потому, что нельзя доказать то, чего не было. 4. Насарожество это прекрасная демонстрация…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →