Почему не полетела суперракета Н1-ЛЗ?

Как АМС "Луна-19" и "Луна-22" закрыли грандиозный проект Н1-ЛЗ.

Постановлением советского правительства от 23 июня 1960 года «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960–1967 годах» предусматривалось проведение в 1960–1962-м проектно-конструкторской проработки и необходимого объема исследований в целях создания в ближайшие годы новой космической ракетной системы со стартовой массой 1000–2000 т, обеспечивающей вывод на орбиту тяжелого межпланетного космического корабля массой 60–80 т.

К грандиозному проекту привлекался целый ряд конструкторских бюро и научных институтов. По двигателям – ОКБ-456 (В. П. Глушко), ОКБ-276 (Н. Д. Кузнецов) и ОКБ-165 (A. M. Люлька), по системам управления – НИИ-885 (Н. А. Пилюгин) и НИИ-944 (В. И. Кузнецов), по наземному комплексу – ГСКБ «Спецмаш» (В. П. Бармин), по измерительному комплексу – НИИ-4 МО (А. И. Соколов), по системе опорожнения баков и регулирования соотношения компонентов топлива – ОКБ-12 (А. С. Абрамов), по аэродинамическим исследованиям – НИИ-88 (Ю. А. Мозжорин), ЦАГИ (В. М. Мясищев) и НИИ-1 (В. Я. Лихушин), по технологии изготовления – Институт сварки им. Патона АН УССР (Б. Е. Патон), НИТИ-40 (Я. В. Колупаев), завод «Прогресс» (А. Я. Линьков), по технологии и методике экспериментальной отработки и дооборудованию стендов – НИИ-229 (Г. М. Табаков) и др.

Конструкторы последовательно рассмотрели многоступенчатые ракеты-носители со стартовой массой от 900 до 2500 т, одновременно оценив технические возможности создания и подготовленность промышленности страны к производству. Расчеты показали, что большинство задач военного и космического назначения решаются ракетой-носителем с полезным грузом 70–100 т, выводимым на орбиту высотой 300 км.

Поэтому для проектных проработок Н1 был принят полезный груз массой 75 т с использованием на всех ступенях ЖРД топлива кислород – керосин. Этому значению массы полезного груза соответствовала стартовая масса РН 2200 т с учетом, что применение на верхних ступенях водорода в качестве горючего позволит увеличить массу полезного груза до 90–100 т при той же стартовой массе. Исследования, проведенные технологическими службами заводов-изготовителей и технологическими институтами страны, показали не только техническую возможность создания такой РН с минимальными затратами средств и сроков, но и готовность промышленности к ее производству.

Одновременно были определены возможности экспериментальной и стендовой отработки агрегатов РН и блоков II и III ступеней на существующей экспериментальной базе НИИ-229 с минимальными доработками. Пуски РН предусматривались с космодрома Байконур, для чего требовалось создать там соответствующие технические и стартовые сооружения.

Также были рассмотрены различные компоновочные схемы с поперечным и продольным делением ступеней, с несущими и ненесущими баками. В результате приняли схему ракеты с поперечным делением ступеней при подвесных моноблочных сферических топливных емкостях, с многодвигательными установками на I, II и III ступенях. Выбор количества двигателей в составе двигательной установки является одной из принципиальных проблем при создании ракеты-носителя. После проведенного анализа было принято решение о применении двигателей с тягой 150 тонн.

На I, II и III ступенях носителя решили установить систему контроля организационно-распорядительной деятельности КОРД, которая отключала двигатель при отклонении его контролируемых параметров от нормы. Тяговооруженность РН приняли такой, что при нештатной работе одного двигателя на начальном участке траектории полет продолжался, а на последних участках полета I ступени можно было отключать и большее число двигателей без ущерба для выполнения задачи.

Ракета-носитель Н1 состояла из трех ступеней (блоки А, Б, В), соединенных между собой переходными отсеками ферменного типа, и головного блока. Силовая схема представляла собой каркасную оболочку, воспринимающую внешние нагрузки, внутри которой размещались топливные баки, двигатели и другие системы. В состав двигательной установки I ступени входили 24 двигателя НК-15 (11Д51) тягой на земле по 150 тс, расположенных по кольцу, II ступени – восемь таких же двигателей с высотным соплом НК-15В (11Д52), III ступени – четыре двигателя НК-19 (11Д53) с высотным соплом. Все двигатели имели замкнутую схему.

На базе ступеней РН Н1 можно было создать унифицированный ряд ракет: Н11 с применением II, III и IV ступеней РН Н1 со стартовой массой 700 т и полезным грузом массой 20 т на орбите ИСЗ высотой 300 км и Н111 с применением III и IV ступеней РН Н1 и II ступени ракеты Р-9А со стартовой массой 200 т и полезным грузом массой 5 т на орбите ИСЗ высотой 300 км, которые могли решать широкий круг боевых и космических задач.

В Постановлении от 3 августа 1964 г. впервые было определено, что важнейшей задачей в исследовании космического пространства с помощью ракеты-носителя Н1 является освоение Луны с высадкой экспедиций на её поверхность и последующим возвращением их на Землю.
Ракетный комплекс в состав которого входили РН Н1 и лунная система для посылки на поверхность Луны с последующим возвращением на Землю экипажа в составе двух человек (посадка на Луну предусматривала одного человека) получил обозначение Н1-Л3.
Основными разработчиками лунной системы Л3 были:
- ОКБ-1 - головная организация по системе в целом, разработке ракетных блоков Г и Д, двигателей для блока Д и разработке лунного (ЛК) и лунного орбитального (ЛОК) кораблей;
- ОКБ-276 (Н.Д.Кузнецов) - по разработке двигателя блока Г;
- ОКБ-586 (М.К.Янгель) - по разработке ракетного блока Е лунного корабля и двигателя этого блока;
- ОКБ-2 (А.М.Исаев) - по разработке двигательной установки (баки, ПГ системы и двигатель) блока И лунного орбитального корабля;
- НИИ-944 (В.И.Кузнецов) - по разработке системы управления системы Л3;
- НИИ-885 (М.С.Рязанский) - по радиоизмерительному комплексу;
- ГСКБ Спецмаш (В.П.Бармин) - по комплексу наземного оборудования системы Л3.
Были определены и сроки начала ЛКИ - 1966 г. и осуществления экспедиции 1967-1968 гг.

Система Л3 состояла из разгонных ракетных блоков Г и Д, ЛОК (собственно корабль и ракетный блок И) и ЛК (собственно корабль и ракетный блок Е), головного обтекателя, (силовой каркас при наземной эксплуатации и защита системы от аэродинамического и теплового воздействия при прохождении плотных слоев атмосферы), сбрасываемого при достижении определенных скоростных напоров, двигательной установки системы аварийного спасения (САС), обеспечивающей увод спускаемого аппарата ЛОК от аварийной РН.

Первый пуск ракетно-космического комплекса Н1-ЛЗ (№ ЗЛ) с правого старта 21 февраля 1969 года закончился аварией. В газогенераторе второго двигателя возникли высокочастотные колебания, оторвался штуцер отбора давления за турбиной, образовалась течь компонентов, начался пожар в хвостовом отсеке, что привело к нарушению системы контроля работы двигателей, которая на 68,7 секунды выдала ложную команду на выключение двигателей.

Второй пуск комплекса Н1-ЛЗ (№ 5Л) провели 3 июля 1969 года, и он также прошел аварийно. По заключению аварийной комиссии под председательством В. П. Мишина наиболее вероятной причиной послужило разрушение насоса окислителя восьмого двигателя блока А при выходе на главную ступень.

Анализ испытаний, расчетов, исследований и экспериментальных работ длился два года. Основными мероприятиями были признаны повышение надежности насоса окислителя; улучшение качества изготовления и сборки ТНА; установка перед насосами двигателя фильтров, исключающих попадание в него посторонних предметов; заполнение перед стартом и продувка азотом хвостового отсека блока А в полете и введение фреоновой системы пожаротушения; введение в конструкцию теплозащиты элементов конструкции, приборов и кабелей систем, расположенных в хвостовом отсеке блока А; изменение расположения приборов в нем в целях повышения их живучести; введение блокировки команды АВД до 50 с. полета и аварийный увод РН от старта по сбросу питания и т. п.

Третий запуск ракетно-космической системы Н1-ЛЗ (№ 6Л) был проведен 27 июня 1971 года с левого старта. Все 30 двигателей блока А вышли на режим предварительной и главной ступеней тяги в соответствии со штатной циклограммой и нормально функционировали до их выключения системой управления на 50,1 с., однако с начала полета наблюдалось ненормальное протекание процесса стабилизации по крену, а рассогласование по углу вращения непрерывно увеличивалось и к 14,5 с. достигало 145°. Поскольку команда АВД была заблокирована до 50 с., полет до 50,1 с. стал практически неуправляемым.

Наиболее вероятная причина аварии – потеря управляемости по крену из-за действия неучтенных ранее возмущающих моментов, превышающих располагаемые управляющие моменты органов крена. Выявленный дополнительный момент крена возник при всех работающих двигателях из-за мощного вихревого потока воздуха в задонной области ракеты, усугубившегося несимметричностью обтекания выступающих за днище ракеты деталей двигателей.

Менее чем за год под руководством М. В. Мельникова и Б. А. Соколова были созданы рулевые двигатели 11Д121 для обеспечения управления ракетой по крену. Они работали на отбираемых от основных двигателей окислительном генераторном газе и горючем.

23 ноября 1972 года произвели четвертый пуск ракетой № 7Л, претерпевшей значительные изменения. Управление полетом осуществлял бортовой вычислительный комплекс по командам гиростабилизированной платформы разработки НИИ АП. В состав двигательных установок ввели рулевые двигатели, систему пожаротушения, улучшили механическую и тепловую защиту приборов и бортовой кабельной сети. Измерительные системы доукомплектовали малогабаритной радиотелеметрической аппаратурой разработки ОКБ МЭИ (главный конструктор А. Ф. Богомолов). Всего на ракете имелось более 13 000 датчиков.

№ 7Л пролетела без замечаний 106,93 с., но за 7 с. до расчетного времени разделения первой и второй ступеней произошло практически мгновенное разрушение насоса окислителя двигателя № 4, что привело к ликвидации ракеты.

Пятый пуск намечался на четвертый квартал 1974 года. К маю на ракете № 8Л были реализованы все проектные и конструктивные мероприятия по обеспечению живучести изделия с учетом предыдущих полетов и дополнительных исследований, начался монтаж модернизированных двигателей.

Казалось, суперракета рано или поздно полетит куда и как надо. Однако назначенный в мае 1974 года руководитель ЦКБЭМ, преобразованного в НПО «Энергия», академик В. П. Глушко с молчаливого согласия Министерства общего машиностроения (С. А. Афанасьев), Академии наук СССР (М. В. Келдыш), Военно-промышленной комиссии Совмина (Л. В. Смирнов) и ЦК КПСС (Д. Ф. Устинов) прекратил все работы по комплексу Н1-ЛЗ. В феврале 1976 года проект официально закрыли постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР. Это решение лишило страну тяжелых кораблей, и приоритет перешел к США, развернувшим проект «Спейс шаттл».

Полные затраты на освоение Луны по программе Н1-ЛЗ к январю 1973 года составили 3,6 миллиарда рублей, на создание Н1 – 2,4 миллиарда. Производственный задел ракетных блоков, практически все оборудование технического, стартового и измерительных комплексов было уничтожено, а затраты в сумме шесть миллиардов рублей списаны.

Хотя проектно-конструкторские, производственно-технологические разработки, опыт эксплуатации и обеспечения надежности мощной ракетной системы в полной мере использовались при создании ракеты-носителя «Энергия» и, очевидно, найдут широкое применение в последующих проектах, основанием для прекращения работ по Н1 явились разведывательные полёты АМС "Луна"-19 и "Луна"-22.  Правительство СССР решило проверить подозрительную информацию о достижениях USA в космосе.

По указанию ЦК КПСС и лично Леонида Ильича Брежнева (курировшего в Политбюро космос) 28 сентября 1971 года осуществлён пуск ракеты-носителя «Протон-К / Д», которая вывела на траекторию полёта к Луне первую разведывательную АМС «Луна-19».

29 сентября и 1 октября 1971 осуществлены коррекции траектории полёта станции. 3 октября 1971 года станция «Луна-19» была выведена на орбиту вокруг Луны и начала поиск следов прибывания usa-нцев. Параметры орбиты станции составляли: наклонение орбиты к плоскости лунного экватора — 40 градусов 35 минут; период обращения — 121,75 минут; высота над поверхностью Луны — 140 километров.

Станции серии Е-8ЛС, Луна-19 и Луна-22, были тяжёлыми спутниками Луны, предназначенными  именно для проверки лунной программы конкурентов.  Они были разработаны на базе посадочного устройства, присущего всем станциям серии Е-8, а также приборного контейнера, аналогичного по конструкции и размерам основному контейнеру аппаратов «Луноход». Поскольку для ведения фоторазведки с окололунной орбиты требуется меньше топлива, чем для мягкой посадки на Луну, а также поскольку ненужным было шасси, механизм разделения Лунохода и посадочной ступени, аппарели и многое другое, на Луну-22 было установлено большое количество специальной разведывательной аппаратуры, аналогичной используемым для контроля территории USA и её сателлитов.

Работа станций Луна-19 и Луна-22 однозначно опровергла факт высадки USA на нашу Луну.

Напомним, что Великий Сталин победил в ВЕЛИКОЙ борьбе только за счёт проверки исполнения.
И проверки исполнителей.
А затем проверки проверяющих.
И передающих.
Разными людьми, в разное время, по разным каналам и разными методами.
Генералиссимус завещал продолжателям дела Ленина: «Доверяй, но проверяй!»
Коммунисты справедливо не доверяли империалистическим хищникам...

Многократно проверялись очевидные истины.
Партия и Правительство постоянно, на всех съездах и пленумах, отдавали приоритет фундаментальным исследованиям.
Это было вызвано НЕОБХОДИМОСТЬЮ проверки империалистических аферистов.
Благодаря правильной линии Партии, в науке были своевременно разоблачены буржуазные диверсии: лженауки кибернетика и генетика.
А широким массам трудящихся мудрая Партия предлагала в качестве душеполезного развлечения ПОП-ФИЗИКУ* в лице телепрофессора Капицы (вместо дебилизирующей поп-музыки, результаты воздействия которой на неокрепшие умы некоторых юных участников сообщества видны невооруженным глазом).

Возможность не проверять – привилегия слаборазвитых стран. (Сомали, Швеция, Бирма, Чехия, Непал, Саудовская Аравия и т.д.)
Великая USAния ПРОВЕРЯЛА ракеты затонувшей на чудовищной глубине советской подлодки. Для рядовой проверки были израсходованы средства сопоставимые с проектом «Аполлон».
И только слабоумным = слаборазвитым (ибо лишь разум определяет РАЗВИТИЕ) проверять НЕЧЕМ, НЕ ЗАЧЕМ и самое главное НЕКОМУ. Их место в массовке: всё, что придумают великодержавные аферисты, встречать боем тамтамов и долгими и продолжительными аплодисментами, переходящими в овацию..

Даже если был СГОВОР, Держава его без проверки не оставила!

Поставьте себя на место Глубоко Уважаемого Леонида Ильича Брежнева и (не менее Уважаемого) Михаила Андреевича Суслова.
Вы бы поверили донесениям разведчиков, учёных и дипломатов? Подчеркну, ЛЮБЫМ донесениям…
Вы ж их, дебилов и козлов вонючих, знаете как облупленных, САМИ назначали...

Помимо научной есть еще и НОМЕНКЛАТУРНАЯ логика. Номенклатурщики историю Партии учили.
Все.

Т.е. (для совсем бестолковых) уже само УТВЕРЖДЕНИЕ, что факт высадки на Луну НЕ ПРОВЕРЯЛСЯ, самому глупому номенклатурщику говорит ВСЁ. (Как и факт «написания» генпрокурором КНИГИ о гибели подлодки.)
БОЛЬШЕ НИЧЕГО ОБЪЯСНЯТЬ НЕ НАДО. (Товарищи могут решить, что ты дурак.)
Изучайте, родные, Историю КПСС – великолепный предмет. Найдите старые учебники и учите, дебильные курсы менеджмента её не заменят.

*Выражение одного моего ПРИЯТЕЛЯ (это не я его так определил, а он меня), физика. Кстати, фразу, которую я впервые услышал от этого приятеля 20(!) лет назад слово в слово повторил прохфессор поп-физики в одном из недавних номеров «ЛГ».
Фраза звучала так: «Мысли короткие, как у Буратино», и была сказана при работе над рецензией на статью некого Malinovsky, по поводу мыслей этого самого Malinovsky. «Если память мне не врёт…»

Советское Правительство успешно шантажировало вляпавшихся (по собственной глупости и безграмотности) в дерьмо империалистических хищников!
Любой шахматист (варианты: партийный работник, уголовник, ментовский опер, сотрудник спецслужб) отлично знает: «Угроза всегда СТРАШНЕЕ, чем её осуществление!»

УГРОЗА РАЗОБЛАЧЕНИЯ «ЛУННОЙ АФЕРЫ» позволила нашим старшим, более опытным и (кто бы сомневался!) более умным товарищам:

1. Добиться ПЕРВОГО в истории визита Президента САСШ в СССР и подписания ОЧЕНЬ выгодного Советскому Союзу договора ОСВ-1. Настолько выгодного, что бывшие как всегда «не в курсе» пиндосские спецслужбы добились импичмента (Первого и ЕДИНСТВЕННОГО в истории САСШ!) подписавшего этот позорный для пиндов договор Никсона. А когда им (дубоватым спецслужбам) популярно, на пальцах объяснили, то они сами были вынуждены…

2. Прекратить, уже на 90% выигранную войну во Вьетнаме. Вынуждены КАПИТУЛИРОВАТЬ!

3. Выкрутить руки Израилю и позволить арабам добиться почётной ничьёй в 200% выигранной сионистами войне 73-года.

4. Подписать, действующий по сию пору Хельсинский Акт, означавший легитимизацию ВСЕХ действий СССР в послевоенное время.

5. Добиться признания САСШ и их подстилками послевоенного территориального переустройства и безусловную законность, юридическую безупречность, 100% легитимность вхождения Прибалтики в состав СССР.

6. Вынудили САСШ отказаться от права «вето» при объявлении Генеральной Ассамблеей ООН сионизма «формой расизма и расовой дискриминации».

7. Поставленный спецслужбами Картер, продолжил начатое кремлевской марионеткой Никсоном дело: подписал очень выгодные СССР договора ОСВ-2 и об…

8. Ограничении систем ПРО, а так же смирился с…

9. Контртеррористической операцией доблестной Советской Армии в Афганистане.

10. Нормализацией генералом Ярузельским положения в Польше.

Десять Брежневских ударов по врагу! Это много или мало? И это только основное.… В обмен на пшик, на замалчивание Луной аферы.

Сколько таких афер уже было и сколько ещё будет?

Как мы видим, настоящий полковник Брежнев беспрекословно, с достоинством и честью выполнял последний приказ своего генералиссимуса: «Всегда думать, прежде всего, не о своих личных или чьих-то ещё интересах, а об интересах своей Родины – Союза Советских Социалистических Республик».

 https://p0pik0f.livejournal.com/103962.html

                                         *                           *                             *               

Пора было уже, наконец, подойти к озвучиванию выгод от «продажи» Луны. А они, несомнено, были. Лично я считаю, что тогда, именно в тот конкретный период времени, Луну всё-таки было выгоднее задорого уступить даже врагу, чем пытаться её покорять и тем более осваивать. Хотя, например, Александр Попов, известный и уважаемый мной автор книги «Американцы на Луне: великий прорыв или космическая афера» эту идею не разделяет. Однако я считаю, что с позиции нынешнего дня очень непросто оценивать, что было важнее для всего СССР именно в то время — международный престиж или экономика, дела насущные. 

Я ещё предложу вернуться к этой теме. Она важна и интересна для обсуждения и осмысления сложившейся в то время ситуации. Но продать то, что крайне рискованно и затратно было пытаться тогда взять самим, я считаю всё-таки более правильным и выгодным. Повторяю — на тот момент.

                

Каталог всех статей журнала: https://photo-vlad.livejournal.com/33746.html

Добавляйтесь в друзья и подписывайтесь на обновления. Всем взаимофренд.   


promo photo_vlad сентябрь 3, 2017 02:04 1
Buy for 10 000 tokens
НАСАроги не могут не лгать, ибо ложь о полётах на Луну можно поддерживать только другой ложью. Доказать полёты на Луну невозможно просто потому, что нельзя доказать то, чего не было. Насарог, прежде чем в очередной раз соврать, подумай, какими проверяемыми…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →